Профессиональные пробы
Профессиональная пробат-системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии, позволяющий сформировать у них способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, анализировать, исследовать, запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь, поддержку.
Профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения обучающийся приобретает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям.
Проект «Своя дорога», реализуемый в ГОУ «Сретенское специальное учреждение закрытого типа» с апреля 2018 года на средства гранта Фонда поддержки детей , находящихся в трудной жизненной ситуации, предполагает проведение 20 профессиональных проб в каждой целевой группе.
Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа.
- Первый — подготовительный, в котором выделяются обучающая и диагностическая части.
- Второй — практический, включающий задания по трем направлениям: технологическому, ситуативному и функциональному.
Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение воспитанниками основных сведений о профессии их целевой группы. Диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.
Теоретические сведения, сообщаемые обучающимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. воспитанники получают информацию о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией. Знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
Практический этап включает выполнение заданий.
Содержание профессиональных проб обуславливает наличие исполнительского, созидательного и творческого компонентов деятельности, соответствующих уровню интеллектуального развития обучающихся. Исполнительский компонент в профессиональной пробе предполагает формирование у школьников практических умений, связанных с действиями по определенно заданному алгоритму, например, выполнение практической работы в соответствии с инструкцией, плановым заданием и др.
Созидательный компонент профессиональной пробы предполагает развитие у обучающихся способности к конструированию, проведению исследовательской работы, например, изготовление чертежей, эскизов, технологических карт, выбор материала, деталей, а также действия, предусматривающие модернизацию какой- либо конструкции.
К творческому компоненту профессиональной пробы можно отнести содержание деятельности обучающихся, связанной с постановкой промежуточной и конечной целей работы, планированием, конструированием принципиально новых изделий; использованием новых методов решения поставленного задания.
За профессиональными пробами наблюдают приглашённые эксперты. В данном случае это мастера производственного обучения ГПОУ «Кокуйское общепрофессиональное училище», повар-кондитер, и мастер по ремонту обуви.
Просмотров: 732